Здравствуйте, жители форума и представители компании!
В этой заметке я хочу рассказать о своем 4х-летнем опыте эксплуатации мотоцикла Минск 3.114 (по новой классификации С4 125) Эту статью я хотел написать еще на minskmoto.info (респект всем, кто его помнит!) но, к сожалению, форум накрылся. Надеюсь, нынешние владельцы минской мототехники, а также представители завода, смогут что-то почерпнуть для себя.
Живу я в Москве, дача под Тулой, и именно здесь и эксплуатируется мой конь. Он 2005г. выпуска, начал ездить с сезона 2006, на нынешний момент пробег почти 15 тысяч км. За это время были случаи, когда что-то отваливалось, рассыпалось, да и просто не устраивало, но с уверенностью могу сказать, что мотик не подвел ни разу! Не было такого, чтобы я толкал его домой из-за технической неисправности, хотя были случаи, когда возвращался с чем-то неработающим. Он не использовался только для поездок за хлебом: повидал и дальнобои, и покатушки по бездорожью. Неоднократно преодевал броды, топился в них по самый воздухозаборник, но продолжал урчать и вытаскивал мучителя-водителя на сушу =) О нем нельзя сказать, что больше чинил, чем ездил: во время летних каникул эксплуатировался каждый день, а чинился и доводился до ума в основном зимой. Двигатель нареканий никогда не вызывал, электрика тоже, а вот ходовая и подвеска радовали не всегда. За эти годы, иногда методом проб и ошибок, я сделал из Минска то, что меня максимально устраивало. Начну обо всем по порядку…
первые поездки
Естественно, когда в 2006 году начал ездить на своем первом мотике, радости не было предела. После покупки осенью, в свободное время я активно изучал мат часть и с нетерпением ждал сезона. С самого начала я поставил себе задачу не мучать технику: прошел обкатку до 1000 км (хотя, откровенно говоря, еле вытерпел), по бездорожью ползал медленно. После обкатки постепенно начал изучать, на что способна техника. Пару дней поездил с отверткой и регулировал карбюратор. Перепробовал много настроек, поднимал/опускал иглу, в итоге остановился на приподнятой на одно деление. Своей целью я преследовал, естественно, не экономию топлива, а наибольшую приемистость двигателя, разгон и стабильную работу. Максим, чего добился – 85 км/ч, больше техника не шла, а если быть точным – начинались такие вибрации, да и какие-то субъективные ощущения давали понять, что дальше крутить просто страшно. Первая деталь, которая меня начала напрягать – это глушитель. Порой невозможно было понять, работает ли мотор =)
В какой-то момент показалось, что мот начал работать громче. Осмотр показал, что разошелся шов на глушителе, в месте стыка банки и выпускной трубы. Причем, чем больше расходился шов, тем лучше ехал мотик =) Вибрации уменьшились, стали чуть длиннее передачи, да и максималка возросла. Стало ясно, что глушитель душит двигатель. Шов залатывать совсем не хотелось, но когда он разошелся слишком широко, заварил аргоном, попутно выковырнул одну флейту, та что ближе к двигателю. Ему стало дышаться значительно лучше.
Следующее, что меня начало напрягать – это резина. Дубовая и квадратная, она подходила разве что для идеального асфальта. По бездорожью ездить невозможно, сносит в любую калею, про малейшую слякоть и грязь вообще не говорю.
Задние амортизаторы также вызвали нарекание – не знаю, как так рассчитали раму и амортизаторы, но в одиночку они вообще не работали, а с пассажиром – только и делали, что пробивали. Наставил восьмерок на задний обод…
Пропала масса с подсветки спидометра, точнее, она как будто осталась только через червяка спидометра. Это была не подсветка, а светомузыка =)
За первый сезон накатал почти 4000 км, много где побывал, и в целом, остался очень доволен. Не упал ни разу. Порадовала работа двигателя (заводился всегда идеально, без подсоса с пол-оборота, чуть прогрел и поехал) и головной свет: (ествественно, родную лампу сразу выкинул и воткнул галогенку) светит ровным равномерным пучком, не притухает, освещает замечательно. Кроме замены расходников, с мотом почти ничего не делал, только катался, а на зиму запланировал несколько апгрейдов и доработок. Только цепь замучался смазывать, приходилось лить крутую внедорожную смазку MOTUL из баллончика каждые 200-300 км, иначе начинала скрипеть. Баллончик выжал за сезон.
Покатушки по пылезаводу, например. Потом долго отмывал воздухофильтр =)
Дигатель, например
К следующему сезону поменял заднюю резину на внедорожную (переднюю тоже хотел, но она не влезала под крыло, и я забил на эту затею). Поставил ИЖовские амортизаторы назад. Их плюсы видел в регулировке предподжатия пружины и увеличении дорожного просвета. Первое время боялся, что цепь ляжет на маятник, и что-нибудь пойдет не так, но со временем убедился, что все ок. Понту ради, воткнул ксенон =)
Место крепления блока розжига
Курочить оргинальную проводку не стал, ибо с ксеноном не пройти ТО. Замена ксенона на обычную лампочку и обратно проходит за несколько минут. Разжигался он всегда без проблем, светит до часу с аккумулятора без заведенного двигателя. По сравнению с ним, галогенка показалась бычком в фаре =) Воткнул светодиодики в габариты, стопаки и приборку. Достал прозрачные ИЖовские поворотники, вставил в них по дополнительному патрону, туда поместил светодиоды и запитал от габарита. Мот стал «почти японец» =) В поворотники вставил желтые лампочки, ибо по поводу реле заморачиваться не стал. Разобрал спидометр и вместо лампочки вставил 2 светодиода. Смотрится, по-моему, неплохо, и светит стабильно. И да, я фанат светодиодов =)
подсветка
Следующий сезон был примечателен дальнобоями и прохватами по бездорожью. Техника только радовала, подвеска работала замечательно, разве что оторвало заднее левое крепление двигателя и очередной раз разошелся шов на глушителе =) Центральную подставку снял, ибо после замены амортизаторов об нее стала тереться агрессивная резина. Надо отметить, что стоять на боковой подножке мот стал устойчивее: до этого она была слишком длинной, и он все время грозился кувырнуться. Теперь все стало на свои места =) Как-то раз навернулся на поле в лужу, завернул в узел лапку переключения передач, после чего поехал в магазин, купил дуги от Восхода и приколхозил их через стальные уголки. Почуствовал себя защищенным =) Оригинальных дуг к этой модели ни разу не видел… В остальном – все ок. На межсезонье снова запланировал доработки.
Уже чуток отогнутая лапка =) Также, на фото видно, чтобы не выковыривать каждый день хлам из рубашки двигателя, установил брызговик… от восхода. Минских, конечно же, в продаже не нашел.
Нижнее крепление дуг
Зимой снял оригинальный глушитель, который к осени в очередной раз разъехался по шву. Поставил его в угол, чтобы потом с ним ТО проходить, купил самую маленькую банку прямотока за полтора русских килорубля, приколхозил ее на место через гофру-компенсатор, чтобы шов больше не расходился, да и в поворот с трубы на банку как-то входить нужно было. Когда полез промывать карбюратор, заметил интересную фишку: отверстие на двигателе и патрубке между карбюратором и двигателем не совпадают на пару миллиметров. Был в шоке. Взял любимый напильник, подправил крепление на патрубке, подогнал отверстия друг к другу. Появилась надежа увидеть в новом сезоне новую динамику =) Достал Ураловские щитки защиты рук (то руки мерзнут, то камни отлетают, то кусты руками сносить приходится) и после пары часов работы напильником установил их на место =) Еще, понту ради, установил сигналку с обратной связью. Провозился около 5 часов, результатом оказался доволен по уши. Поменял стертую заднюю резину и принялся ждать нового сезона…
Тут живет мозг сигнализации. Черная коробка с толстым красным проводом справа - предохранитель ксенона, который установлен через вазовское реле. Если воткнуть его напрямую - будет вылетать основной предохранитель при старте двигателя, если забудите потушить ксенон. Да и в целом, излишняя нагрузка на проводку.
Апгрейды, например
Все новые детали и апгрейды прошли тестовую эксплуотацию и до сих пор радуют владельца =) Прямоток и доработка впускного патрубка просто изменили мотик. После регулировки карбюратора жрать стал конечно побольше, зато вибрации на прежних оборотах как ветром сдуло, мотоцикл можно разогнать до 130 (по спидометру Бандита. Что там на Минском, на таких скоростях понять невозможно=) ) Передачи значительно поднялись, стали лучше перекрывать друг друга. Крейсерная скорость устаканилась в пределах 90-100 в одиночку, и 80-90 с пассажиром. На этих оборотах двигатель не надрывается, работает ровно и не вибрирует, еще остается приличный ход ручки газа. В общем, двигло больше не задыхается.
В таком состоянии мот эксплуатируется и по сей день. Сейчас стоит в теплом гараже и ждет, пока поменяю заднее колесо, из которого вырвало несколько спиц, подшипники заднего колеса и еще что-то, из за чего весь маятник ходит ходуном =) Передняя вилка до сих пор не потекла, как это ни странно при моей манере эксплуатации. Родной аккумулятор марки «noname »верой и правдой прослужил 4 сезона и благополучно помер этой осенью. Вспомнил, как заводить киком =)
Теперь, попробую подвести итоги.
В целом, как я уже отмечал, мотоцикл не подвел ни разу, хотя советские пережитки дают о себе знать разными отваливающимися девайсами.
Электрика работала и вроде продолжает работать =)
Двигатель – швейцарские часы. Не лезьте туда! Вовремя лейте хорошее масло, меняйте свечу раз в сезон, регулируйте клапана – и будет вам счастье. Это самая стабильная штука в мотоцикле =)
Задняя подвеска – бестолковая, лучше поменять.
Сидение неудобное для пассажира, он постоянно съезжает на водителя, а водитель в свою очередь, если он М, яйцами на бак. Неприятно.
Цепь за 15000 км. менял 2 раза, ведомую звездочку – 1 раз. Ведущую уже тоже пора, только хз где ее достать. Вообще, с запчастями просто беда, по крайней мере, в Москве. Нет ничего, так что если, не дай б-г, что-нибудь серьезное навернется, типа электрики и т.п., сезон закроете надолго. Хотелось бы видеть в продаже хотя бы дуги и некоторые расходники!
Резина по умолчанию тоже идет бестолковая, на ней только раскладываться. Заднюю лучше поменять.
Ах да, чуть не забыл про тормоза. Мне почему-то попадались исключительно неподходящие минские колодки, которые не лезли в барабан. Перепробовал 4 пары, потом купил новое минское колесо =)
Хотелось бы увеличения прочности задних креплений двигателя и каких-то изменений в конструкции лапки заднего тормоза (замучала резонировать об глушитель).
Было бы неплохо одеть цепь, а то смазки ненапасешься)
Все выводы применимы к модели 2005 года выпуска, если сейчас что-то изменилось в лучшую сторону – молодцы =)
Ну вот, в общем то, и все. Если есть какие-то вопросы, с удовольствием отвечу. Все апгрейды и ремонты делал исключительно своими руками. И спасибо ММВЗ, этот мотоцикл реальный шаг в сторону прогресса. Он подарил мне неисчислимое множество положительных мгновений жизни =)